Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Автомобиль ГАЗ-АА, Странички истории
Романенко
сообщение 14.2.2006, 15:00
Сообщение #1


По Жопс в Гильзах
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 191
Регистрация: 19.12.2005
Из: Москва
Пользователь №: 109



На долю этих автомобилей пришлись и первые пятилетки, и войны, и восстановление страны. Сейчас мало кто знает о них - они все на одно лицо для современной молодежи. Очень хочется, чтобы все таки память о них оставалась надолго. Они это заслужили.

Грузовые автомобили ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА

Выбор Нижнего Новгорода (в 1932 году город переименовали в Горький, отсюда и название будущего завода ГАЗ) в качестве места строительства нового автозавода, гигантского по тогдашним масштабам, был сделан неслучайно. В качестве альтернативы назывались Москва, Ленинград, Ярославль, а также некоторые другие города. Каждое из названных мест имело определенные преимущества. Но в комплексе они были сконцентрированы только в Нижнем Новгороде: здесь имелась достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы; можно 'было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, Нижний Новгород уже тогда являлся крупным железнодорожным узлом, находящимся к тому же при слиянии двух судоходных рек - Волги и Оки.
Первоначальный эскизный проект автозавода было поручено выполнить советским конструкторам, однако советские специалисты еще не имели опыта автомобилестроения, особенно крупномасштабного. Поэтому было решено обратиться к частным фирмам США, куда 31 мая 1929 года и выехала правительственная комиссия.
Выбор пал на компанию Форда. Он тоже был не случайным. В то время в автомобильном мире не существовало фигуры более известной, чем Генри Форд, заводы которого выпускали в 1922 году каждый второй автомобиль на планете, в том числе три из пяти в США. Его модели, начиная со знаменитой "Форд-Т", завоевали всеобщую популярность своей простотой, надежностью и дешевизной. Компания Форда обязалась оказывать СССР техническую помощь и консультации в строительстве автозавода; в организации производства легковых и грузовых автомашин; разрешался и доступ на американские заводы советских специалистов и практикантов в количестве 50 человек ежегодно.
В качестве базовых моделей для производства на новом заводе были определены легковой автомобиль "Форд-А" и полуторатонный грузовик "Форд-АА", к тому времени уже широко известные в разных странах и хорошо себя зарекомендовавшие. Ждать вступления в строй основного завода не стали. В десяти километрах от Нижнего Новгорода, в Канавине, на заводе "Гудок Октября" установили сборочный конвейер. По договору с Фордом из США через Мурманск поступали сюда узлы и детали. 1 февраля 1930 года в автосборочном цехе смонтировали первые 10 грузовиков "Форд-АА", а в конце 1931 года наладили выпуск трехосок "Форд-Тимкен".
Тем временем автогигант готовился к пуску. Во второй половине января 1932 года были освоены блок мотора, коленчатый вал; наладив мощный пресс, отштамповали первые 100 лонжеронов автомобильных рам. Поскольку от смежников еще не поступила в достаточном количестве листовая сталь, кабины изготовили из фанеры. Наступил торжественный день 29 января 1932 года. Под аплодисменты с конвейера сошел первый грузовой автомобиль Нижегородского автозавода НАЗ-АА. К концу года завод ежедневно выпускал по 60 грузовиков и освоил производство легковых автомобилей ГАЗ-А. Да, да, уже ГАЗ, а не НАЗ, так как в октябре 1932 года Нижний Новгород переименовали в Горький. Изменил название и автозавод.
Первые автомобили ГАЗ-АА были сделаны по чертежам компании Форда. Однако советские конструкторы критически подошли к фордовской документации. Пришлось усилить рулевой механизм, установить воздушный фильтр и т. д. В 1930 году по советским чертежам была спроектирована грузовая платформа.
Необходимо отметить, что автомобиль ГАЗ-АА при всей своей простоте был технически достаточно совершенным. На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель мощностью 42 л.с. (при 2600 об/мин), однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска - зависимая: передние колеса - на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму; задние - на двух продольных кантилеверных рессорах без амортизаторов. Рабочий тормоз имел механический привод. В качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что было очень важно в тот период. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины. Топливо из него поступало в карбюратор самотеком. Запас хода по топливу составлял 215 км. Грузоподъемность автомобиля равнялась 1,5 тонны (отсюда и его прозвище - полуторка) при собственной массе в снаряженном состоянии 1810 кг.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-АА:
масса в снаряженном состоянии без груза: 1810 кг;
мест в кабине: 2;
длина: 5335 мм;
ширина: 1770 мм;
высота: 1750 мм;
колесная формула: 4х2;
мощность двигателя: 40 л.с;
максимальная скорость по шоссе: 70 км/ч;
запас хода по шоссе: 215 км.

В 1938 году двигатель машины форсировали, повысив его мощность до 50 л.с. Подверглись изменению и некоторые другие узлы: рулевой механизм, крепление задних рессор, например. В остальном грузовик оставался прежним. Эта машина получила обозначение ГАЗ-ММ и, кроме Горького, собиралась в Ростове-на-Дону из деталей, поступавших с головного завода.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-ММ:
масса в снаряженном состоянии без груза: 1750 кг;
мест в кабине: 2;
длина: 5335 мм;
ширина: 2040 мм;
высота: 1970 мм;
колесная формула: 4х2;
мощность двигателя: 50 л.с;
максимальная скорость по шоссе: 70 км/ч;
запас хода по шоссе: 215 км.

Автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ послужили основой для создания целого семейства машин различного назначения. Еще в Канавине в 1932 году собирали 16-местный автобус ГАЗ-03-30. В 1934 году началось серийное производство трехосных грузовиков ГАЗ-ААА, в значительной степени унифицированных с двухосной базовой моделью. Эта машина, спроектированная под руководством ведущего конструктора В.А.Грачева, выпускалась вплоть до 1943 года. Всего с конвейера сошло 37 373 трехоски ГАЗ-ААА. В 1936 году началось производство автомобиля-самосвала ГАЗ-410, с металлическим опрокидывающимся назад кузовом грузоподъемностью 1,2 тонны.
В 1938-1939 годах из заводских цехов вышли полугусеничный ГАЗ-60, газогенераторный ГАЗ-42 и газобаллонный ГАЗ-44. Кроме этих машин, на шасси. ГАЗ-АА выпускались бензозаправщики, автофургоны, санитарные и многие другие автомобили специального назначения. В целом же в конце второй пятилетки ГАЗ производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей.
Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной Армии. Главной их задачей была перевозка войск. Для перевозки бойцов обычные грузовые платформы оборудовались съемными поперечными скамейками. При транспортировке грузов они укладывались на дно кузова. На ГАЗ-АА ставили четыре таких скамейки, на которых размещались 16 человек. В непогоду кузова покрывались тентом. Если на автомобиле перевозили станковый пулемет, то число посадочных мест уменьшалось на два, а при перевозке его в боевом положении - на четыре. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА размещалась полковая пушка с передком и расчетом.
Сопоставляя технический уровень автомобильного парка Красной Армии и армии противника, следует отметить чрезвычайное разнообразие и разнотипность конструкций машин, имевшихся в Вермахте. Хотя в рамках автомобильной промышленности собственно Германии и существовала достаточно жесткая унификация моделей, изготовлявшихся различными фирмами, эффекта эта мера не дала. Кроме того, применявшиеся нацистами автомобили производства Франции, Италии, Чехословакии и Австрии не были приспособлены к работе в зимних условиях, имели недостаточную проходимость, были очень сложными в ремонте и обслуживании, а большое разнообразие их моделей значительно затрудняло снабжение запчастями, обучение личного состава и ремонт.
Автомобили Красной Армии были лишены этих недостатков. Кроме того, несложная конструкция и высокая надежность значительно упрощали их эксплуатацию и обслуживание.
Одно из ведущих предприятий автомобильной промышленности СССР - Горьковский автозавод - с началом войны получил задание перейти на выпуск легких танков, танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов. Наряду с этим завод, правда, уже в меньшем объеме, должен был продолжать выпуск грузовиков ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА. Последние, хотя и изготовлялись в ограниченном количестве, являлись единственными в годы войны специализированными автомобилями для обслуживания строительства. На шасси ГАЗ-ММ выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55, а на шасси ГАЗ-ААА штабной автобус ГАЗ-05-193, топливозаправщики, радиолокационные станции, походные мастерские. В годы войны 3850 автомобилей ГАЗ-ААА и ГАЗ-ММ были оборудованы зенитными установками: пушками или счетверенными пулеметами.
Конструкция грузовиков ГАЗ-ММ, как, впрочем, и ГАЗ-ААА, была предельно упрощена, что диктовалось нехваткой металла и стремлением ускорить производство. Вместо штампованных крыльев сложной конфигурации ставили сварные, простой Г-образной формы. Передний буфер и правая фара отсутствовали. Тормоза устанавливались только на задние колеса. У кузова открывался только задний борт. На полуторках, выпускавшихся в 1942 году, вместо стальной кабины ставили упрощенную, с брезентовыми верхом и пологами вместо дверей. С 1943 года стали устанавливать деревянную закрытую кабину. Передняя ее стенка была такой же, как у металлической. Основание и задняя стенка имели деревянный каркас и обшивались досками. Крыша обтягивалась брезентом. Двери имели наружную деревянную облицовку, и внутреннюю обивку из картона. Окно двери было раздвижным, а не опускающимся, как обычно.
За годы войны Горьковский автозавод изготовил 102,3 тыс. автомобилей всех типов. До наших дней сохранилось не так уж много автомобилей ГАЗ-АА. В хорошем состоянии их можно увидеть в экспозиции Политехнического музея в Москве и в музее завода.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-ААА:
масса в снаряженном состоянии без груза: 2475 кг;
мест в кабине: 2;
длина: 5335 мм;
ширина: 2040 мм;
высота: 1970 мм;
колесная формула: 6х4;
мощность двигателя: 50 л.с;
максимальная скорость по шоссе: 65 км/ч;
запас хода по шоссе: 100 км.

Источники:
1. Валентинов Ю., "Нижегородская полуторка", "Моделист-Конструктор" №5, 1991
2. Шунков В., "Красная Армия", АСТ, 2003
Автор: Олег Бегинин
weltkrieg1945@bk.ru

Сообщение отредактировал 7Н1 - 15.2.2006, 13:04


Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
tankist
сообщение 24.10.2008, 22:52
Сообщение #2


модератор раздела Танковые Войска
**

Группа: Старожил
Сообщений: 148
Регистрация: 29.9.2008
Из: Воронеж
Пользователь №: 5257



На них помоему сначало Катюши устанавливали.


--------------------
Метал сгорел,ипусто в черной башне,
Перегородки выплавил огонь.
Пусть день назад он шел вперёд бестрашно,
Прямым ударом раскрошило бронь
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Автомобилист
сообщение 24.3.2009, 18:03
Сообщение #3


По Голень в Гильзах
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 63
Регистрация: 27.1.2008
Из: 36 регион,**ВАИ**
Пользователь №: 3194



Гвардейский миномёт РСЗО БМ-12 Катюша,Ставили на трёхосный ЗиС-6 или Студебейкер,на полуторки их не ставили.


--------------------
В шлемофоне чётко слышал я,Коля жми а я накрою,Ваня бей а я прикрою,русский ас Иван побил меня.

Где там вдали родной Техас дома ждут меня отец и мать мой Фантом взорвался быстро в небе голубом и чистом мне теперь вас больше не видать!!!!!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Волк
сообщение 25.3.2009, 11:10
Сообщение #4


Оборотень
*****

Группа: Старожил
Сообщений: 5252
Регистрация: 8.12.2005
Пользователь №: 77



БМ-12 это бумеранг малый образца 1912 года?

Если реч о БМ-13 то она действительно на это шасси не устанавливалась. А вот БМ-8-48 ставилась на шасси ГАЗ-АА. А в войсках и то и другое называлось "Катюша".


--------------------
Homo homini lupus est
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

- Текстовая версия Сейчас: 17.6.2025, 22:16
 
     

Яндекс цитирования хостинг от .masterhost