Работы по программе двухместного дальнего истребителя перехватчика для авиации ПВО на базе учебно-боевого самолета начались в 1986 г. По сравнению с Су-27УБ новый истребитель должен был иметь систему дозаправки в воздухе, а также усовершенствованное БРЭО. К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства было подключено Иркутское авиационное производственное объединение (ИА- ПО). В 1988 г. началось переоборудование в боевой вариант двух серийных Су-27УБ. 31 декабря 1989 г. первый из них поднялся в воздух, а 14 апреля 1992 г. совершил первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30.
Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться в качестве лидера группы с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах.
Оснащение задней кабины истребителя индикатором тактической обстановки в сочетании с наличием другого оборудования связи и наведения превращает Су-30 из <чистого> перехватчика в своеобразный боевой самолет управления (<командирский истребитель>), способный наводить на цели другие истребители Су-30 или Су-27, действующие в группе.
Конструкция самолета Су-30 в целом подобна конструкции УБС Су-27УБ. Экипаж, состоящий из
двух человек, размещен по схеме тандем в катапультных креслах К-36КД.
По сравнению с Су-27УБ улучшен уровень комфорта в кабине. Как и Су-27, Су-30 оснащен двумя ТРДДФ АЛ-31Ф (2х12500 кгс).
В состав бортового информационного комплекса входит БРЛС Н001, способная обеспечивать сопровождение на проходе 10 воздушных целей и одновременный обстрел двух целей. Имеется оптико-электронная локационная система, включающая тепло-пеленгатор и лазерный дальномер.
Самолет оснащен аппаратурой приборного наведения по помехо защищенной линии, осуществляющей вывод на цель в директорном или автоматическом режиме по командам с наземного ПУ.
Су-30 оснащен встроенной 30- мм пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов, установленной в наплыве крыла справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми под- крыльевых и четырех подфюзеляжных).
Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности Р-27Р или Р-27ЭР с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т или Р-27ЭТ
ТГС. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.
Неуправляемое вооружение класса <воздух-поверхность> на самолете представлено свободно- падающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) или 250 кг (31 единица), имеются контейнеры КМГ-У (до семи единиц) или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-мм или 120 80-мм ракет соответственно). Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.