Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: 7 апреля 1995 г. афганско - таджикская граница р-н Пшихавр
Войска.ру > Войны и боевые операции > Войны и боевые операции
военный-мент81
В соотвествии с межгосударственными договорами от 15 мая 1992 года «О коллективной безопасности» было принято решение о направлений сводной роты Внутренних войск в составе сводного батальона Республики Казахстан на усиление внешних границ СНГ на таджикско-афганском участке в районе г. Калай-Хумб.

7 апреля 1995 года сводная рота Внутренних войск Республики Казахстан в ущелье Пшихавр подверглась нападению со стороны моджахедов, где в неравном бою погибли 17 военнослужащих.

Список погибших:

Абдиев Ержан Серикович
Кызылординская область Шиелийский район село Шиели

Байбагысов Ержан Кенесович
Жамбылская область Шуйский район село Ак-Тобе

Байгабылов Еркин Токтарович
Семипалатинская область город Аягоз

Бакбаев Калмакан Султанович
город Шымкент отделение «Ынтымак»

Бекебаев Ербол Тасболатович
Кокшетауская область Щучинский район совхоз Урумк село Ынталы

Далабаев Бауыржан Толкынбекович
Жамбылская область Таласский район село Кенес

Жансугуров Жаксылык Амирханович
Кызылординская область город Аральск

Жуматов Имомаддин Полатович
Жамбылская область Жауынский район село Бурно-Октябрьское

Едырышов Канат Амангельдиевич
Павлодарская область Железинский район совхоз «Михайловский»

Исабаев Ербол Ожекович
Семипалатинская область Таскескенский район совхоз «Тас-Булак»

Каймулдиев Радик Бактыгереевич
Уральская область Чингирлауский район село Чингирлау

Макажанов Еркебулан Набиевич
Жезказганская область совхоз «Женис»

Мартыненко Михаил Владимирович
Российская Федерация Алтайский край Локтевский район село Вторая Каменка

Мешков Анатолий Викторович
Семипалатинская область посёлок Березовский

Нурметов Дастан Токмагамбетович
Жамбылская область Байзакский район село Сухунбай участок Козыбатыра

Огизбаев Алихан Тулеубаевич
Семипалатинская область Маканчинский район село Маканчи

Раимжанов Тахир Махаматович
Жамбылская область село Карасай

....лет минуло уже с тех пор, когда сводная рота внутренних войск из состава казахстанского батальона по охране порученного участка таджикско-афганской границы, приняла 7 апреля 1995 года неравный бой с боевиками таджикской оппозиции в теснинах Пшихаврского ущелья. Казалось бы, этот немалый временной про­межуток способен многое затушевать, вычленить из памяти: ведь сколько всего уже произошло - и громкие, шокирующие терракты в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, эта война в Ираке...

Однако память многих из тех, кто хоть раз побывал на таджикско-афганской границе, заставляет вновь и вновь, год за годом, собираться в этот день - 7 апреля - вместе и вспоминать, вспоминать... И как всегда - третий тост - молча, не чокаясь...

Память - она избирательна и своеобразна. Все то, что пережито тобой лично, до поры до времени таится где-то в глухих закоулках памяти неосознанным набором накопленных эмоций, стрессов, переживаний, но достаточно порой какого-то толчка, побудительной мотивировки - и все вспоминается так же ясно, как будто это было вчера. Вот и вновь, всем причастным к этому печальному событию снова предстоит встретиться -вспомнить все, еще раз осознать и с прежней остротой почувствовать горечь утрат и снова ощутить шершавый ком в горле, заставляющий судорожно смаргивать набегающую слезу...

Кто-то может подумать, мол, зачем ворошить прошлое - сыпать соль на рану, посыпать голову пеплом - и вообще возвращаться к этой печальной теме. Ведь того, что произошло, не исправить. Ан нет. Нельзя. Не уважая мертвых, можно забыть и о живых. Тем более сейчас, когда ввиду отсутствия идеалов, забвения настоящих жизненных ценностей и ориентиров, моральных приоритетов, образовались огромные пробелы в системе воспитания нынешнего молодого поколения, представители которого служат ныне во внутренних войсках.

.. .Ни до, ни после - никогда Казахстан не терял еще в одночасье стольких своих сыновей. Тем апрельским днем погибли семнадцать молодых казахстанцев и более трех десятков были ранены в жестоком, смертельном бою.

Когда это случилось, ответньй удар объединенной группировки российских пограничных войск в Таджикистане не заставил себя ждать. Буквально через день-два над сопредельной территорией зависло звено «крокодилов» (вертолеты огневой поддержки MI4-24), которые методично сравняли кишлак Май-Май - место дислокации участвовавших в преступной акции боевиков таджикской оппозиции - с поверхностью земли. По неофициальной информации, также приняла участие в нанесении ракетных ударов и более серьезная авиация — несколько истребителей «МИГ-25» продемонстрировали эффективность и точность пуска ракет с дальних расстояний. На некоторое время воинственньй пыл «непримиримых» значительно поубавился...

К слову сказать, преподнесенный урок не пошел впрок. У полевых командиров таджикской оппозиции никогда не пропадало желание при каждом удобном случае обострить ситуацию на границе и продолжить счет очередным кровавым акциям. Так, через два года после памятного боя в Пшихаврском ущелье, и опять в апреле, одна из колонн сводного казахстанского батальона вновь едва не попала в засаду, устроенную, кстати, одним из авторитетных полевых командиров таджикской оппозиции Джунайдулпо, которому многие источники информации приписывают авторство нападения на колонну внутренних войск. На этот раз, лишь благодаря счастливой случайности, акция не состоялась — время передвижения колонны было перенесено на более ранние часы, и боевики просто не успели подготовить засаду.

Ответная реакция казбатовцев и их российских коллег на попытку расстрела колонны была достаточно жесткой и своевременной. Два дня по выявленным базам боевиков долбили системы залпового огня «Град». Автор этих строк был в это время там и надо сказать, что зрелище уносящихся за «речку» с оглушительным гулом и ревом реактивных снарядов было довольно впечатляющим. Жутко было себе представить - что же творилось в месте падения «эрэсов».

И на этот раз награда нашла «героя» — боевики Джунайдулло и он сам, наверняка поняли, что возмездие за содеянное неотвратимо, сколько бы времени ни прошло — и за старые грехи и за новые.

...Есть, а точнее был, какой-то зловещий мистический подтекст в тех датах и цифрах. Несмотря на то, что цифра «семь» считается счастливым числом, для семнадцати погибших седьмого апреля эта дата стала последней в их жизни. В тот день все благоприятствовало боевикам. Погода была пасмурной, и «вертушки» не привлекались для барражирования предстоящего маршрута движения колонны и профилактического обстрела подозрительных мест, где могли бы быть размещены засады боевиков. Подобные мероприятия проводились всегда, когда в непосредственной близости от границы намечались передвижения людей и техники. В этот раз этого сделано не было. Понадеялись на мобильную группу прикрытия российских войск, которая должна была прикрывать прохождение колонны на наиболее опасном участке—в Пшихавр ском ущелье. Однако группа прикрытия не выполнила свою задачу — она самостоятельно снялась с места и двинулась навстречу колонне, посчитав обстановку в ущелье безопасной. Естественно, боевики таджикской оппозиции смогли без всяких помех подготовиться к засаде. Имелась на ту пору неофициальная информация, что россияне снялись по команде, переданной по радиостанции из Калай-Хумбского отряда, хотя, как впоследствии выяснилось, никто такой команды не давал. В этой связи все упоминают о потенциальных возможностях боевиков вклиниваться в служебные переговоры и даже в какой-то степени корректировать их, тем более, что соответствующая аппаратура связи у них была на порядок качественнее, чем у пограничников.

Таким образом, все в тот день складывалось крайне неблагоприятно для казбатовцев, а точнее, для сводной роты внутренних войск, прибывших на плановую замену из Шымкентского оперативного полка. Даже этот день недели - пятница - был благоприятен для боевиков, поскольку по мусульманским верованиям, погибшие в этот день прямиком попадают в рай.

...Когда колонна вползла в ущелье и остановилась (здесь должен был остаться один из взводов сводной роты для охраны порученного ему сектора границы), представитель Калай-Хумбского погранотряда, с ним командир сводной роты капитан Апданазаров и еще один офицер, отошли от колонны и стали подниматься в гору, где располагалась позиция для наблюдения. Колонна, числом более десятка машин, осталась внизу, причем (что продолжают считать одной из самых непростительных ошибок не только командования сводной роты, но и командования оперативного полка, не научивших личный состав правильному поведению в зоне боевых действий) солдаты оставались сидеть в машинах, тогда как по всем законам границы при любой остановке колонны, даже запланированной, они должны были самостоятельно спешиться и занять оборону. Этого не произошло. Было еще много такого, что в значительной степени облегчило задачу сидевшим в засаде боевикам - машины стояли скученно, без соблюдения установленной в этих случаях дистанции, а «ГАЗ-66», доверху набитьй боеприпасами, был даже не закрыт тентом.

От того места, где остановилась колонна, и до нависшего горного склона сопредельной территории Афганистана с узким и неглубоким в том месте Пянджем, было метров триста, не больше. Будущее место боя было идеальным для боевиков, почти, как в тире. По мнению многих информированных лиц, сидевших в засаде боевиков было немного — около десятка. Вооружение стандартное - гранатометы, снайперские винтовки СВД, пулеметы ПК калибра 7,62 мм, автоматы и ничего более.

Первые залпы разорвали обманчивую тишину гор в 12.30 по местному времени. Сразу же была выведена из строя «кэшээмка» (командно-штабная машина связи, ведущая переговоры с погранотрядом), обстреляны из гранатометов головной и замыкающий «бэтээры». Затем началось планомерное уничтожение людей и техники. Офицеров, поднимавшихся в гору на рекогносцировку, отсекли от колонны прицельным снайперским огнем и не дали возможности спуститься к своим людям.

По свидетельствам оставшихся в живых и раненых, вначале людей охватила самая настоящая паника, особенно тех, кто оказался здесь впервые. Солдаты, сломя голову, носились вдоль колонны, стремясь найти укрытие от безжалостного и губительного огня боевиков. Некоторые из них погибли сразу, не успев ничего понять и сделать.

Все сходятся во мнении, что во многом столь тяжело складывающуюся ситуацию спас мост, которьй оказался на пути колонны в ее голове и через которьй успел переехать головной «бэтээр». Именно бетонное основание моста послужило надежным укрытием от пуль боевиков. Когда первьй шок прошел, большая часть живых и раненых солдат (кто самостоятельно, кто с помощью друзей) стали передвигаться к мосту, откуда уже гремели автоматные и пулеметные очереди в сторону позиций боевиков. Велся по сопредельной стороне весьма действенньм огонь и с борта головного «бэтээра», несмотря на то, что он был поврежден в результате попадания кумулятивной гранаты. Боевики сразу оценили эффективность огневой поддержки «бэтээра». Несколько выстрелов по нему, сделанных боевиками из гранатометов, серьезных повреждений не нанесли. Тогда один из боевиков, очевидно по приказу своего командира, незаметно спустился вниз и, преодолев брод ниже по течению неглубокий в том месте Пяндж, попытался с гранатометом в руке подобраться поближе к «броне». Российский контрактник, сидевший за крупнокалиберным пулеметом «бэтээра», едва успел очередью из КПВТ буквально разнести в клочья уже изготовившегося к стрельбе гранатометчика.

Первоначальная растерянность солдат внутренних войск — и оставшихся в живых и даже раненых, быстро сменилась реоительными действиями - гулко, короткими очередями то тут, то там, забили автоматы, пулеметы и снайперские винтовки, вьискивая противника среди камней противолежащего склона. Расчет зенитной установки, находящейся в колонне, под непрекращающимся обстрелом вьпустил в сторону боевиков несколько залпов, но сумел расстрелять только лишь один боекомплект - огонь моджахедских снайперов оборвал жизни двух российских солдат...

Как впоследствии выяснилось, боевики не ожидали такого ожесточенного сопротивления, которое оказали воины внутренних войск и российские пограничники. Отстреливался из СВД, несмотря на ранение рядовой Шарипов, под огнем оказывал помощь раненым рядовой Ахметов, хладнокровно вели прицельную стрельбу по позициям боевиков младший сержант Калдыгулов, рядовой Эпов. Также мужественно дрались и другие — никто не запаниковал и не струсил.

...Бой шел уже четвертый час. Были ранены лейтенанты Сатпаев, Дьяченко, рядовые Акматов, Амангалиев и ряд других солдат - всего тридцать три человека. Наверняка у противника был план уничтожить роту полностью, но блицкрига не получилось. Из Калай-Хумба стало подходить подкрепление, вновь стала стрелять в сторону боевиков зенитная установка, с которой вел огонь один из пограничников-таджиков. В 16.30 огонь боевиков стал ослабевать и потом прекратился совсем. Бой закончился...

О произошедшей трагедии на таджикско-афганской границе 7 апреля 1995 года не стоит забьвать по ряду причин. Нагладность полученных уроков и сделанные выводы, как о самом бое, так и о том, что ему предшествовало, в достаточной степени поучительны и об этом стоит помнить. Да, мужество и героизм наших солдат достойны всяческих похвал, никто не оспорит этого. Да, в жизни есть место подвигу, но зачастую бывает и так, что подвиг — есть ничто иное, как преодоление последствий чей-то халатности или некомпетентности, если не сказать больше. За несколько дней до момента прибытия и вьщвижения роты внутренних войск в район Пшихаврского ущелья, были получены оперативные данные, говорящие о том, что в районе ущелья наблюдается концентрация боевиков и готовится нападение на наши посты. Но эти сведения почему-то не были приняты в расчет командованием погранотряда, и свершилось то, что должно было свершиться.

Конечно, это не умаляет значимости героизма, проявленного солдатами внутренних войск в том трагическом бою, но кто его знает - что будет завтра, и не придется ли задействовать в схожих ситуациях уроки и печальный опыт произошедшего.

Газета "На страже"
Radi
Ещё задолго до этого военнослужащие из Казахстана принимали участие в охране Госграницы Таджикистана совместно с российскими пограничниками.
Служили достойно.
В т.ч. и на заставах Московского погранотряда.
Бойцам - вечная память!
гадёныш
Цитата
Бойцам - вечная память!

Третий...
tengu
Цитата(гадёныш @ 23.3.2010, 20:51) *

Цитата
Бойцам - вечная память!

Третий...

ТРЕТИЙ...
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.