Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: История российских вертолетов
Войска.ру > Войны и боевые операции > История от богатырей до наших дней
Yablokov

Узнал тут из новостей, что наши вертолеты Ми-171 теперь будут лицензионно собирать в Бразилии – корпорация «Ростех» договорилась о создании СП. Получается, что российскому вертолетостроению удалось отщипнуть еще один кусок от доли мирового рынка. Не знаю, как вы, а я всегда любил вертолеты. Хотел бы я оказаться на месте тех пилотов, которые перегоняли вертолеты «Терминатор» на расстояние в 3 тыс. км от Улан-Удэ до авиабазы в Хабаровском крае.


Мало кто знает, но даже первая в мире электрическая лампа накаливания появилась благодаря вертолету. Если точнее, то его проекту. Электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в конце XIX века вплотную занялся вопросами использования электричества именно в процессе работы над электролетом. Он представлял проект своей летательной машины в Главное инженерное управление военного министерства Российской империи. Но на родине его не поддержали, а во Франции, правительство которой согласилось сначала выделить деньги, попытка изобретателя потерпела неудачу. Проект так и остался лишь на бумаге.


«Электролет» Лодыгина

В 1889 году изобретатель Никита Минович Митрейкин (по совместительству кустарь-игрушечник) попытался создать летательную машину на мускульной тяге: он построил велосипед с четырехлопастным несущим винтом диаметром 4 м, хвостовым оперением и боковыми балансировочными крыльями. Но мускулолеты оказались тупиковой ветвью развития вертолетостроения.
Великий русский и американский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский свой путь начинал тоже с вертолетов. Он построил два прототипа в 1908–1911 годах, но подняться в воздух машины могли только без пилота – не хватало подъемной силы. После этого Сикорский сосредоточил свое внимание на самолетах, а к вертолетам вернулся уже через 20 лет, но это, к нашему сожалению, уже была история американской авиации.


Игорь Иванович Сикорский и его беспилотный геликоптер, 1909 год

В Советском Союзе первый летающий вертолет появился в 1930 году. Модель геликоптера ЦАГИ 1-ЭА, как видно из названия, разработана в Центральном аэрогидродинамическом институте. Полету предшествовали многолетние испытания. Для своего времени советский вертолет был лучшим: по параметрам он превосходил все зарубежные конструкции. В 1930 году машина поднялась на высоту 50 метров, что в 2,5 раза превосходило мировой рекорд, установленный ранее итальянцами. А уже в 1932 году вертолет смог взлететь на 605 метров, превзойдя зарубежные достижения в 34 раза!


Вертолет ЦАГИ 1-ЭА в воздухе

В советское время вертолетостроению уделяли большое внимание. Винтокрылые машины создавались в конструкторских бюро Камова, Миля, Яковлева. Там были построены знаменитые модели Ми-24, Ми-26, Ка-50 «Черная акула» и многие другие.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/14570566.48/0_7e69c_eb95d7f0_XL.jpg
Боевой ударный вертолет Ми-24


Боевой одноместный ударный вертолет Ка-50 «Черная акула»

Одна из самых известных советских моделей вертолета – многоцелевой Ми-8, разработанный в ОКБ М. Л. Миля. Он по праву носит звание самого популярного в мире: всего было произведено более 17 тысяч машин. В наше время он эволюционировал до Ми-171 и даже вызвал острый интерес со стороны Ирака, который традиционно покупает оружие у США.


Модификация Ми-8АМТШ «Терминатор», транспортно-штурмовой вертолет

Другой советский рекордсмен: Ми-26 – крупнейший транспортный вертолет в мире. Его грузоподъемность превышает 20 тонн. Мировую популярность в СМИ ему принесла история, когда Ми-26 перевез на внешнем подвесе замороженного мамонта.


Модификация Ми-26Т2

Но развал СССР нанес немалый урон всему ВПК и вертолетостроению в частности. В 90-х мы могли разве что снимать про свои вертолеты рекламные фильмы, но не производить их.
Надежды на улучшение ситуации появились лишь в начале двухтысячных, когда по инициативе Сергея Чемезова был образован «Оборонпром». В 2007 году, после того как организация стала частью государственной корпорации «Ростех», было принято решение создать холдинг «Вертолеты России», который и стал новым «местом силы» для вертолетостроительной промышленности.

С этого времени развалившаяся отрасль начала постепенно объединяться под одной крышей. К концу 2010 года «Ростех» выкупил контрольные пакеты акций всех профильных заводов в стране. Связи между поставщиками комплектующих, разработчиками и производителями восстановились. А российские вертолеты в это же время вновь громко заявили о себе: доля российских боевых машин на мировом рынке составила 23%.

Мы вышли на первое место на военном рынке, обогнав американские компании Bell, Sikorskyи европейскую Eurocopter. Произошло это, не в последнюю очередь, благодаря тому, что многолетний конфликт между КБ Миля и Камова был исчерпан. Во времена СССР конкуренция между ними играла скорее на руку российской оборонке. Но после 91-го оба КБ растеряли ценных сотрудников и ресурсы. Ни одно из них не смогло бы самостоятельно реализовать крупный проект. Сейчас обе фирмы работают над Перспективным средним скоростным вертолетом (ПСВ) В-37. Его маломасштабная модель была впервые представлена в 2012 году на авиасалоне в Фарнборо.

Модель ПСВ В-37

Продолжается производство и модификация уже зарекомендовавших себя моделей. Например, вертолет Ми-28Н, принятый на вооружение в 2009 году, – одна из мощнейших боевых машин в мире. По своим характеристикам он превосходит знаменитый американский «Апач».



Потомок «Черной акулы», Ка-52 «Аллигатор» – еще один пример современного военного вертолета. С ним вышла интересная история: дело в том, что Ка-50 был крутым, но одноместным. И управлять им мог только очень талантливый летчик, который мог бы и задавать направление, и маневрировать, а при необходимости еще целиться и стрелять. В Ка-52 эти обязанности делят между собой два человека – летчик и стрелок.


Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Сейчас «Вертолеты России» по объемам производства уступают только европейскому производителю Eurocopter, но холдинг постоянно наращивает свою долю на мировом рынке.

Этой же цели служит создание глобальной сети послепродажного обслуживания. Специально для этой задачи была создана дочерняя компания Helicopter Service Company. С иностранцами мы не только соревнуемся, но и сотрудничаем. Еще в 2010 году совместно с англо-итальянской компанией AgustaWestland было организовано предприятие по сборке гражданских вертолетов в подмосковном Томилино. Сейчас там не только производится итальянский AW139, но и общими усилиями разрабатывается принципиально новый вертолет.

В 2011 году холдинг поставил иностранным заказчикам 262 российских вертолета (14% мирового рынка). И портфель заказов постоянно растет. Все наши предприятия до 2014 года загружены контрактами на 100%.

Эти цифры не могут не радовать: наша вертолетная промышленность не просто выбралась из кризиса: она парит, словно птица (пусть и железная). Хочется пожелать ей удачного полета, ну и самому как-нибудь слетать.
Mi-24V
Можно конечно сочинить новую библию и забыть в ней упомянуть бога. Но это будет так, мелкая опечатка.
Но в статье про историю вертолётов не упомянуть Юрьева Бориса Николаевича, это преступление однозначно.
VV-nik
Цитата(Yablokov @ 9.1.2013, 12:48) *

Великий русский и американский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский свой путь начинал тоже с вертолетов. Он построил два прототипа в 1908–1911 годах, но подняться в воздух машины могли только без пилота – не хватало подъемной силы. После этого Сикорский сосредоточил свое внимание на самолетах, а к вертолетам вернулся уже через 20 лет, но это, к нашему сожалению, уже была история американской авиации.

Что называется, "спасибо партии родной"... unsure.gif
В смысле - за то, что НАШИ таланты потом укрепляли "ридну американщину"...
И он ведь наверняка бы остался - да все опасался насчет национальности...

Mi-24V
Цитата(VV-nik @ 21.1.2013, 23:38) *

Цитата(Yablokov @ 9.1.2013, 12:48) *

Великий русский и американский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский свой путь начинал тоже с вертолетов. Он построил два прототипа в 1908–1911 годах, но подняться в воздух машины могли только без пилота – не хватало подъемной силы. После этого Сикорский сосредоточил свое внимание на самолетах, а к вертолетам вернулся уже через 20 лет, но это, к нашему сожалению, уже была история американской авиации.

Что называется, "спасибо партии родной"... unsure.gif
В смысле - за то, что НАШИ таланты потом укрепляли "ридну американщину"...
И он ведь наверняка бы остался - да все опасался насчет национальности...


А может и хорошо что уехал. Никаких особо выдающихся машин (вертолётов) он не создал. Но мог задавить своим авторитетом истинных талантов, Миля и Камова.
VV-nik
Трудно спорить мну... Я ж человек сугубо сухопутный... unsure.gif
Ми-8 знаю, летал... - сильная машина... и что важно - надежная...
Не знаю - есть ли аналоги по классу/выпуску/ТТХ??? acute.gif
Ми-24 - это зверюга такой крутой, что и натовцы признают - нет у них аналогов и никогда не было... dance3.gif
Это не считая чемпионов типа "летающих кранов" и пр...
"Камов" - марка в мире малоизвестная (но, что приятно, узким спецам очень интересная)))))...
А что сделал Сикорский? Чем он знаменит в смысле вертолетов?! new_russian.gif Давайте разберемся! pleasantry.gif
Извините, ДОБАВЛЮ: личной заслугой Сикорского является создание первых В МИРЕ стратегических бомбардировщиков "Илья Муромец", из которых ни один не был сбит в бою! Эти самолеты защищали нашу общую Родину (пока ее не профукали благодаря большевикам)...
Потерять такой талант - это ИМХО, безрассудство... pleasantry.gif
VV-nik
Цитата(VV-nik @ 22.1.2013, 1:37) *

А что сделал Сикорский? Чем он знаменит в смысле вертолетов?! new_russian.gif Давайте разберемся! pleasantry.gif

Навскидку:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Sikorsky_Aircraft
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.